Анализ творческого стиля Михаила Зощенко

Курсовая работа по литературе

Введение.

  1. Специфика творческого стиля М. Зощенко.
  2. Характер юмора М. Зощенко.

Заключение.
Литература.

Михаил Михайлович Зощенко родился 29 июля (9 августа)
1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника. Впечатления детства — в том числе о сложных отношениях между родителями — отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей («Галоши и мороженое», «Елка», «Бабушкин подарок»,
«Не надо врать» и др.),
так и в его повести «Перед восходом солнца» (1943 г.). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 гг. уже пробовал писать стихи, а в 1907 г. написал рассказ «Пальто».

В 1913 году Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы — «Тщеславие» (1914 г.)
и «Двугривенный» (1914 г.). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 году Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 году был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны «Маруся», «Мещаночка», «Сосед» и другие  неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г. Мопассана. В 1918 году, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919 года. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска… В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и других неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.

В 1919 году Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А. Блока, В. Маяковского, Н. Тэффи и других. В Студии познакомился с писателями
В. Кавериным, Вс. Ивановым, Л. Лунцем, К. Фединым, Е. Полонской и др., которые в 1921 г. объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О. Форш в романе «Сумасшедший корабль».

В 1920–1921 гг. Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка». Цикл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921–1922 гг.) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но — сволочь» и др. С 1922-го по 1946 год его книги выдержали
около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932 гг.).

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и другие, которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.

Облегчённое, «юморное» восприятие сатирических шедевров Зощенко продлило их присутствие в советской печати, на эстраде, на радио и в театре вплоть до Великой Отечественной войны (хотя сам он с начала тридцатых годов старался в своих новых произведениях следовать канонам соцреализма). Но после Великой Победы, вопреки всем ожиданиям, по стране покатилась новая волна репрессий и общественного угара.

Травля писателей, «не умеющих шагать в ногу», началась с постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В писательской среде этот разгромный документ называли «постановлением по Зощенко и Ахматовой», которые подверглись в нём растаптывающему охаиванию. На Зощенко и Ахматову совершенно открыто, публично налагался тотальный запрет печататься. Их выбрасывали из литературы, и такой приговор в тех обстоятельствах даже не казался наихудшим.

На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 году на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946 г., после чего травля началась по второму кругу.

Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) принесли лишь временное облегчение его состояния.

Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958 года.

Работа посвящена анализу неповторимого писательского стиля М. М. Зощенко.

Скачать полный текст курсовой работы «Анализ творческого стиля Михаила Зощенко».

Ваш отзыв