Это сладкое слово «заочка»

Существует устойчивый стереотип, что даже не стоит сравнивать уровень образования студентов очного и заочного отделений.
Но, несмотря на отзывы, с каждым годом заочка становится все более популярной среди студентов.

В последнее время все чаще говорят о низком качестве заочного образования в российских вузах, а некоторые работодатели отказываются нанимать выпускников заочных факультетов.
В качестве аргумента приводят стремление студентов любыми способами получить диплом, а не знания.

Однако популярность заочки только растет. Причины очевидны: эта форма обучения дает возможность получить высшее образование или повысить профессиональный уровень без отрыва от постоянной работы. Иногородним студентам не нужно тратить драгоценное время на дорогу до университета. Кроме того, заочное обучение значительно дешевле дневного и вечернего.

Двух зайцев одним выстрелом

Преимуществам заочников может позавидовать любой студент-очник. Совмещая учебу и работу по специальности, студент-заочник приобретает необходимые практические навыки.
Это позволяет ему стать более конкурентоспособным специалистом по сравнению со студентом-очником. Выпускники заочных отделений реже сталкиваются с проблемой поиска вакансий, большинство из них либо уже трудятся, либо имеют опыт работы по специальности, а значит, лучшие перспективы на будущее.

—  Желание работать и быть независимой от родителей у меня появилось сразу после школы, — говорит Елена Федорченко, студентка заочного отделения экономфака ЮФУ. — Поэтому я выбрала заочку. Сейчас работаю на госпредприятии и параллельно получаю высшее образование. Таким образом, убиваю двух зайцев одним выстрелом: теорию из университета осваиваю на практике.
В дальнейшем планирую остаться работать на том же предприятии, а высшее образование открывает возможности для карьерного роста.

Весомое преимущество заочной формы обучения еще и в том, что она дает возможность получить высшее образование людям с ограниченными физическими возможностями.

Почем нынче сессия?

Но одно дело, если заочнику повезло устроиться по специальности еще во время учебы, и совершенно другое — безработный выпускник заочного отделения. Наличие диплома об окончании высшего образования заочно для многих работодателей не говорит ровным счетом ничего. Бытует мнение, что диплом заочника — это купленный диплом, и на это есть свои основания.

Достаточно открыть любую газету объявлений на странице “Образование”, чтобы увидеть множество предложений выполнить контрольные и курсовые работы за умеренное вознаграждение. Позвонив по одному из объявлений, «Друг студента»  узнал,  что цены в подобных «фирмах» Ростова значительно выше, чем на аналогичные услуги у нас. Как говорится, почувствуйте разницу: стоимость контрольной — от 500 до 2 тысяч рублей, курсовая значительно дороже — примерно 10 тысяч рублей. Для работающего заочника это небольшие деньги за сданную сессию. Хуже обстоят дела, когда студент оказывается не в состоянии даже защитить купленную контрольную работу.

Что же выбрать?

По словам преподавателей вузов, на заочном отделении студентам предлагают освоить тот же объем материала, что и на очном. Вопрос лишь в том, насколько они хотят и могут этот материал усвоить. Неработающим выпускникам средних учебных заведений, как правило, советуют идти на очное отделение, потому что бывшие школьники привыкли воспринимать информацию при помощи преподавателей.

Если речь идет о человеке, который уже работает по специальности или же получает второе высшее образование, то заочный факультет — это оптимальный вариант. Главное на заочке — уметь организовывать свое время и самостоятельно изучать программный материал.

Ирина ДЫМОВА

ИСТОРИЯ

Ты помнишь, как все начиналось…

Заочное образование как научно разработанная система появилась в начале прошлого века в Стране Советов. Видимо, другие эпохи и страны о тотальном просвещении масс заботились куда меньше.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы) 1928 год.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы). 1928 год.

Заочное образование — одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также для получения общего среднего образования без отрыва от работы на производстве. В отличие от дневной системы образования, основной формой обучения здесь становится самостоятельная работа студентов.

В 19-м и начале 20-го века в России, как и в других странах, для целей самообразования и экстерната издавались различные учебные пособия, научно-популярные и профессиональные журналы. Однако научно разработанной системы не было. Заочное обучение оставалось делом частной инициативы передовых учёных, прогрессивных общественных деятелей и организаций.

Впервые в мире система заочного образования на всех ступенях была создана в СССР. В 1919 году VIII съезд Коммунистической партии принял решение об оказании всесторонней государственной помощи самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян. С 20-х гг.  осуществляется выпуск литературы для самообразования: «Школа на дому» под общей редакцией Н. К. Крупской, «Народный университет на дому», « Рабфак на дому», «Готовься в вуз», «Рабочий техникум на дому», «Учись сам» и др.

В 1923–1929 стали открываться курсы с заочной системой обучения. В 1926–27 гг.  при некоторых московских вузах открылись заочные отделения, на которые было принято
37 тыс. студентов.

Заочные отделения (курсы) осуществляли главным образом повышение квалификации специалистов и оказывали помощь молодёжи в подготовке к сдаче экзаменов в порядке экстерната. К началу 1931 года в высших и средних заочных учебных заведениях обучалось более 350 тыс. чел.

В 1938 году для всех заочников ввели курсовую систему обучения и обязательную сдачу всех экзаменов и зачётов, установили дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы. 13 марта 1939 года Совнарком СССР утвердил Положение о заочной аспирантуре.

Программы и учебники, как правило, общие для очной, вечерней и заочной систем образования. Этот принцип остался справедливым до сих пор. Однако для заочников издаются методические указания к самостоятельной работе по учебным дисциплинам. Сейчас они дополняются возможностями дистанционного образования и новых информационных технологий.

 

Читайте также:

Ваш отзыв