«Состояние аврала нас стимулирует»

Профессор Старостин убежден, что миссия отечественного образования —  в сохранении России как особой цивилизации.

Разговоры о том, что умом Россию не понять, теряют свою актуальность, если вы твердо решили стать специалистом «всех времен и народов». Может ли выпускник российского вуза с отечественным дипломом на руках претендовать на понимание и востребованность
за рубежом? Об этом «Друг студента» побеседовал с политологом, философом и проректором по науке, послевузовскому и дополнительному образованию СКАГС Александром Старостиным.

 

Дунька в Европе?

— С 1999 года Россия вошла в Болонский процесс и продекларировала свою интеграцию  в общеевропейское образовательное пространство.  Бонусы пока призрачны, а вот терять традиции и реальные достижения не хочется.

— При сопоставлении специалистов, выпущенных в России и за рубежом, некоторые различия бросаются в глазах. У них очень высок уровень компетенции и рационализации. Но специалист, как известно, подобен флюсу… Для успешного решения проблемы нужен ансамбль, а если он не сложился?

Не в силах выйти за пределы своей дисциплины, европеец натыкается на тупик и впадает в ступор, а наш не останавливается и худо-бедно, но решает задачу.

Еще один говорящий факт. Если западная компания или фирма находятся в критическом положении, существует безотказный рецепт: «Зовите русских! Русские не сдаются!» Мы так устроены —  бессонные ночи и состояние аврала нас стимулируют, чрезвычайная ситуация порождает озарения и инсайт.  Наши природные условия, ландшафт, история и культура сделали нас такими: стабильность расхолаживает, экстремальность мобилизует.

Поэтому я вижу вклад России в общеевропейское образование именно в этих областях —
в кризисном управлении и в стыковых дисциплинах, комплексных системах знаний. В конце концов, мы можем войти в Европу благодаря реальным культурным достижениям, а не только нефти и газу.

Не пройти мимо мемов

— А где находится ахиллесова пята нашего образования?

— Не будем сейчас повторять общие места о полунищенском содержании и старении преподавательских кадров, отсутствии инвестиций в науку и фатальном обветшании материально-технической базы.

Самая кричащая проблема российской высшей школы — отрыв науки от практики. Западный специалист «готов к употреблению», он не только знает, но и умеет. Принцип подготовки прост и безапелляционен: товары должны быть качественными, услуги — не вызывать рекламаций. Такая прагматичная установка предполагает безупречное владение профессиональными навыками и умениями.

У нас же картина прямо противоположная. Мы учим учиться, находить информацию — и только. Лишь десять процентов наших выпускников работают по специальности, остальные или получают второе высшее, или устраиваются туда, где их принимают. Зеленых, неопытных и неумелых.

Все наши крупные кадровые агентства снимают пенки
с ситуации и манипулируют ограниченным составом сверхценных кадров. По существу,
у каждого агентства своя «конюшня», ее-то  рекрутеры  и перегоняют из одной компании
в другую.

В краткие сроки поднять профессиональное образование в России на должную высоту —  задача номер один. А для этого надо создать воспроизводимые образцы для подражания – «мемы», как их называют в социологии. Через подражательные поведенческие механизмы преимущественно и наследуется культура. Ведь миссия образования в том и заключается, чтобы сохранить уникальный генотип нации.

Россия — это особый мир. Мы можем отставать от Запада по уровню жизни и потребления, но пока недосягаемы для него в сфере духа. Очень важно в погоне за комфортом не растерять своей исключительности, не превратиться просто в крупную державу и не исчезнуть как цивилизация.

Ирина РОДИНА

Читайте также:

Ваш отзыв