Вузы, которые мы выбираем

Одновременно с выбором профессии следует задуматься над формой получения высшего образования.

Сегодняшнее разнообразие может поставить в тупик не только несмышленого абитуриента, но и опытного работника высшей школы. «Друг студента» предлагает вниманию читателя возможные варианты.

1. Традиционный — обучение в российском государственном вузе на дневном отделении. Это наиболее распространенный вариант, в комментариях не нуждающийся, пригодный для хорошо подготовленных абитуриентов, способных выдержать конкурс.

Замечательно, если учебный процесс в этом вузе включает в себя возможность двух- трехмесячного обучения в зарубежном вузе.  При более длительном сроке возможны проблемы с соответствием дисциплин, изучаемых за рубежом, вузовскому учебному плану.

Краткосрочные формы обучения за границей могут быть предложены вузом или подобраны самостоятельно. В случае длительного срока нормативными актами, регламентирующими учебный процесс, предусмотрена возможность прерывания учебы.

2. Запасной — обучение в российском государственном вузе на вечернем отделении.
К сожалению, вечерняя (официально — очно-заочная) форма обучения студентов в последнее время, по сути, превратилась в запасной вариант для абитуриентов, не прошедших по конкурсу на дневное отделение, хотя изначально она предназначалась для работающей молодежи.

3. Вынужденный — платное обучение в российском государственном вузе. Предпочтительнее, когда «бесплатные» и «платные» студенты учатся в одних группах.

Очень хорошим способом объективной оценки уровня подготовки абитуриента служат различного рода репетиционные и пробные экзамены (теперь их запрещено засчитывать в качестве вступительных), которые позволяют принять правильное решение о возможности претендовать на поступление на бесплатное обучение.

4. Платный — обучение в российском негосударственном вузе.

Эти учебные заведения созданы по инициативе отечественных или зарубежных структур (акционерных обществ, общественных организаций, различных фондов) либо частных лиц. Обучение ведется на коммерческой основе.

Негосударственные вузы имеют 3 вида оценки и признания права на ведение образовательной деятельности:

лицензирование (лицензия дает право на ведение образовательной деятельности);

аттестация (положительное аттестационное заключение государственной аттестационной комиссии Министерства образования, которое дает право вузу пройти аккредитацию);

аккредитация определяет статус образовательного учреждения и дает право на выдачу диплома государственного образца.

Многие негосударственные вузы имеют гибкую систему обучения и индивидуальные учебные планы, проводят круглогодичный набор студентов с обучением по очно-заочной и заочной формам с использованием дистанционных технологий.

5. Зарубежный — обучение в зарубежном вузе. В зарубежных вузах существуют специальности, отсутствующие в отечественных, можно почерпнуть много новых знаний, но и проблем, связанных с таким обучением, может оказаться немало.

6. Совместный — обучение по специальным программам в российском вузе, включающее определенный период учебы за рубежом с получением двух дипломов.  Выбор конкретного вуза не менее сложен и требует тщательной проработки.

Критерии выбора высшего учебного заведения у каждого свои. Кто-то выберет вуз с «именем», для второго будут решающими конкурс и проходной балл, для третьего — возможность представления в приемную комиссию копии аттестата или близость вуза к дому:

Самая общая информация о вузах содержится в «Справочнике для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации», издаваемом Министерством образования РФ. Как правило, он выходит из печати ежегодно в марте–апреле и содержит информацию за предыдущий год.

Представленные в нем общие сведения о вузах стареют не слишком быстро, так как они не очень подробные. Например, нет перечня вступительных экзаменов в каждый вуз, не приводятся специализации отдельных специальностей. Неоспоримым достоинством «Справочника» является достоверность материалов и представление в нем всех без исключения вузов страны (в том числе негосударственных вузов).

Отношение к информации, полученной из Интернета, должно быть достаточно осторожным. Типичным недостатком официальных сайтов чаще всего бывает устаревание информации, поэтому обращайте внимание на дату обновления.

Ирина ДЫМОВА

Читайте также:

Ваш отзыв