Русское чудо-оружие

До сих пор уникальная система русского образования была одним из главных стратегических резервов России. Однако сегодня она находится под угрозой уничтожения, как считает доктор биологических наук, бизнесвумен и писательница Александра Львова.

Курсируя между Лондоном, Москвой и Ростовом, Александра Николаевна поделилась с «Другом студента» своими принципиальными соображениями.

— В немилосердном и конкурентном мире ХХI столетия выиграет лишь тот, кто сможет выпускать ежегодно миллионы отлично образованных молодых людей. От этого зависит успех перехода РФ на траекторию истинного, научно-технического и промышленного развития. Это спасет нас от сокрушительного поражения в беспощадной конкуренции не только с американцами и европейцами, но и с китайцами и индусами.

Однако сегодня наша система образования оказалась под угрозой уничтожения «реформаторами». Ее нужно отстаивать, как говорится, не щадя живота своего. Смысл реформы школьно-вузовской системы министр образования и высоких технологий Андрей Фурсенко высказал летом 2007 года. Мол, надо покончить с советской традицией подготовки творцов и растить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими.

В высшем образовании РФ курс взят на сужение специализации и так называемый «Болонский процесс».  Очень опасаюсь, чтобы недавно созданный Южный федеральный университет не поплыл по течению, оказавшись в русле новомодных трансформаций.

Знание — сила

Смысл всех этих «реформ»: уничтожить гимназическую, универсалистскую традицию средней школы, которая была создана в Российской империи и, видоизменившись, сохранилась в советской школе ХХ века. Разрушить русскую систему высшего образования, готовящую человека с широчайшим кругозором, способного решать сложные задачи и осваивать новые виды деятельности.

Именно эти традиции обеспечили превращение СССР в ведущую научно-техническую державу и ее ракетно-ядерный прорыв. Именно благодаря этой традиции русские ученые и конструкторы с распростертыми объятиями встречаются на Западе, когда уезжают туда работать.

Кроме того, русская система давала навыки логического и системного мышления, учила человека искать нужную информацию, заниматься самообразованием. Одинаковые в масштабах огромной страны программы обучения создавали эффект единства, взаимопонимания миллионов. Хотя люди в большинстве своем и забывали то, что проходили по физике или химии, все равно оставались дисциплинированность, логичность и научность мышления. И привычка постигать сложные знания через усилие над собой, через самодисциплину!

Но именно русскую образовательную систему нынешние либеральные погромщики и хотят безжалостно сломать. Смотрите, что делают с нашим образованием. Прежде всего стремятся урезать преподавание математики, физики, химии, биологии. Мол, зачем учить тому, что все равно забывается и не нужно в повседневной жизни? Мол, в Америке учат гораздо прагматичнее.

Модель деградации

То есть из наших школьников хотят сделать американоидных оглупленных потребителей. Чтобы на уроках изучать инструкции к пылесосу, на лабораторных занятиях по химии — учить сводить пятна с помощью очередного «Ваниша», а теоремы заучивать без всяких доказательств, чисто механически.

Наши преподаватели, успевшие поработать на Западе, говорят об одном и том же: о прогрессирующей деградации тамошнего образования. То, что школьники и студенты Китая, Тайваня, Индии и Малайзии все больше превосходят американских, признается самими янки как угроза национального масштаба. Угроза будущему США как великой державы.  А наши «реформаторы» с 90-х годов норовят перестроить русскую образовательную систему именно на американо-английский манер. Отсюда — урезание серьезных дисциплин в программе, хаос в учебных планах, введение в них не пойми каких «новых» предметов типа «москвоведения» и «половых наук». Затем вводится абсолютно идиотская система тестов: «выберите правильный ответ». Этакая угадайка, рассчитанная на удачу, а не на прочные знания.

В вузах хотят вытравить широту и фундаментальность образования, введя институт бакалавров (недоученный студент с обрезанными знаниями) и магистров (старый русско-советский выпускник).  Цель — создать узкоспециализированного недоумка-потребителя без логического и критического мышления с хаотично-лоскутной картиной мира. Оно и понятно: такие «общечеловеки» станут послушными исполнителями чужих приказов, легким объектом для манипулирования с помощью СМИ, рекламы и политтехнологий. То есть нужно идеальное стадо, которое не может существовать без пастухов.

Вот только такие «послушные овцы» будут совершенно бесплодными, когда речь пойдет о создании принципиально новых технологий, невиданных образцов техники, о достижении прорывов в фундаментальных научных исследованиях. А ведь все это — важнейшее условие для выживания и успеха России в новом веке.

Ирина ДЫМОВА

Читайте также:

Ваш отзыв