Правовое регулирование предпринимательской деятельности на транспорте

Реферат по гражданскому праву

С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны развитие транспортной инфраструктуры — это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только
на состояние дел в экономике, но и в целом на обеспечение единства страны, как отметил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ. Оптимизация транспортной системы России является общегосударственной задачей. Принятые законодательные акты прямо указывают на это. Послание определяет пути модернизации важнейших элементов транспортной инфраструктуры.

В этих условиях становится востребованным мониторинг гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере оборота транспортных средств и услуг в сфере транспорта.

Анализ положений Гражданского кодекса РФ указывает на то значение, которое придается сфере транспорта в современном имущественном обороте.

В тексте Гражданского кодекса РФ понятие «транспорт» и его производные используются
в различных формах. И все же наиболее ярким подтверждением актуальности темы транспорта являются примеры использования «транспортных» терминов при создании правовых норм.

Известно, что отношения лиц в типичных ситуациях регулируются и ненормативными источниками, субъекты действуют в соответствии со схемой, выработанной практикой. Именно история, а не государственное покровительство обусловливает использование этих схем.
В рамках ГК РФ подобные схемы-регуляторы получили название «обычаи делового оборота».
В ст. 5 ГК РФ определена сфера их применения — предпринимательская деятельность. Законодатель тем самым игнорирует существование в непредпринимательской (бытовой) сфере жизни каких-либо иных регуляторов имущественных отношений, кроме позитивных (нормативно закрепленных). Таким образом, наличие «обычаев бытового оборота» по смыслу общих положений Гражданского кодекса РФ юридически безразлично.

Однако анализ законодательства позволяет усомниться в последовательности этой позиции. Статья 481 ГК РФ использует формулировку «обычные условия хранения и транспортирования». Данная норма содержится в § 1 «Общие положения о купле-продаже»
гл. 30 ГК РФ и применяется к отношениям из договора купли-продажи между непредпринимателями. Применение указанных «обычных условий» для регулирования предпринимательских отношений возможно в качестве конкретного «обычая делового оборота», однако остается открытым вопрос о значении «обычных условий»
в непредпринимательской сфере. В данной ситуации возможно рассмотрение этого понятия как «обычного» условия договора, в то же время полное отождествление указанных категорий было бы неверным.

Это свидетельствует о том, что термин «транспортное средство» используется гражданским законодательством в юридико-технических целях, а именно для конструирования отдельных правовых норм. Устоялась и практика гражданско-правового регулирования оборота транспорта, что следует из отсылок на «обыкновения» при регулировании некоторых обязательств в этой сфере. В данной работе к рассмотрению предлагается рассмотрение правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг.

План работы.

Введение.
1. Основные источники правового регулирования транспортных услуг.
2. Система транспортного законодательства как один из источников правового регулирования предпринимательской деятельности на транспорте.
Заключение.
Список литературы.

Заказать полный текст реферата «Правовое регулирование предпринимательской деятельности на транспорте».

Ваш отзыв