Выпускник будущего

Через пять–шесть лет наиболее удачливые из абитуриентов 2011 года получат дипломы. Какие требования предъявят лучшие работодатели новоиспеченным молодым специалистам? Об этом «Другу студента» рассказывает ростовский психолог Татьяна Куликова.

Достаточно на минуту остановиться и оглядеться, чтобы понять: мир вокруг нас быстро меняется. Поражает даже не качество, а та скорость, с которой происходят метаморфозы. Некогда модный термин «глобализация» уже не является кодовым словом для ученых-футурологов. Сегодня это всего лишь одна из многих характеристик стремительно мчащейся вперед цивилизации.

Наиболее заметные изменения можно наблюдать не только в области экономики и научно-технического прогресса, но и в сфере межличностных отношений.  Все большее значение приобретают нематериальные факторы: умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, распределять полномочия, брать на себя ответственность.

Исчезают последние границы между финансовыми потоками, товарами, услугами и рабочей силой. Практически на любом участке человеческой деятельности набирают силу процессы ускорения. Большинство успешных менеджеров крупных компаний живут и работают в самолетах и поездах.  Собрания акционеров, бесчисленные конференции, форумы, презентации — будни бизнес-героя нашего времени.

Как же сделать так, чтобы динамичный деловой мир стал для будущего выпускника родной стихией? Казалось бы, все ясно. Главную составляющую карьерного успеха обязаны формировать вузы. Поступил — и тебя всему научат. Но здесь-то и подстерегают определенные трудности.

В ногу со временем

В идеале система высшего образования должна на шаг опережать экономические изменения: необходимо, чтобы выпускаемые альма-матер специалисты были способны идти в ногу со временем, работать с новейшими технологиями, усваивать возрастающие объемы профессиональной информации. Однако на практике система высшей школы достаточно костна, и ее реакция на перемены скорее не опережает, а запаздывает (и иногда очень сильно).

Среди других проблем высшего образования остро стоит вопрос о качестве подготовки студентов. Консерватизм преподавателей, разрыв между теоретической подготовкой в вузах и необходимыми практическими навыками — вот лишь часть задач, решения которых сегодняшние студенты в период своей учебы, видимо, не застанут.

Естественно, элитные высшие учебные заведения (в основном сосредоточенные в двух российских столицах) стараются в процессе обучения максимально адаптировать молодых специалистов к работе в современных условиях.  Однако в масштабе России выпускники таких вузов — это капля в море.  Можно сделать не слишком оптимистичный прогноз: молодому специалисту при отсутствии определенных качеств, не понимающему механизмов сегодняшнего бизнеса, не обладающему эрудицией и способностью приложить уже имеющиеся знания, будет крайне сложно (если не сказать жестче) найти хорошую работу.

Сам себе учитель

Как выпускнику действовать в подобных условиях? Формированию каких качеств надо уделять наибольшее внимание уже с первых месяцев студенческой жизни? Общая стратегия очевидна: недостатки системы высшей школы должны подталкивать к параллельному (одновременно с университетским!) самообразованию и скорейшему погружению в водоворот деловой жизни. Даже будучи студентом элитного вуза, не стоит ограничиваться посещением лекций и семинаров, сдачей экзаменов и зачетов.

Создание различных проектов, связанных с будущей профессией, новые идеи и попытки их реализации — все это верные признаки завтрашних бизнес-лидеров. А возможностей ныне предостаточно в любом провинциальном институте. При этом нужно пытаться максимально брать на себя ответственность за реализацию идей, за решение задач и преодоление непредвиденных трудностей, возникающих в ходе работы.

Чрезвычайно важно уметь привлекать в проект других людей, заинтересовывать и мотивировать их. Как ни банально это прозвучит, но надо стараться как можно раньше занять активную жизненную позицию. Ведь ее составляющие — именно те качества, которые любая компания, нацеленная на рост и развитие в современной экономике, ценит в своих сотрудниках на вес золота.

По мнению солидных организаций, в настоящее время даже претенденты на стажерские, не требующие предыдущего опыта вакансии должны обладать определенным потенциалом и обязательным набором личностных и интеллектуальных характеристик. Причем наиболее востребованы три главных качества молодого соискателя, на них-то мы и остановимся подробнее.

Поднимись над суетой

classid="clsid:d27cdb6e-ae6d-11cf-96b8-444553540000" codebase="http://active.macromedia.com/flash7/cabs/swflash.cab#version=9,0,0,0"
data="http://d2v58id5qi36gs.cloudfront.net/v1/banner_en_ff2.swf?autoplay_=true&txt_1=%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82+900+%D1%80%D1%83%D0%B1.%21,17,15,150,0,0xFFFFFF,1&txt_2=%D0%A1%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F+%D1%81+1-%D0%B3%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0.,17,15,170,0,0xFFFFFF,0&txt_3=%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B8+%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81%21,17,15,190,0,0xFFFFFF,0&img_1=http://d2v58id5qi36gs.cloudfront.net/v1/if/nx11/Folder_-_Web.png,300,0,0,1&img_2=http://d2v58id5qi36gs.cloudfront.net/v1/if/VistaICO_Toolbar-Icons/128/Thumbs_Up.png,-100,75,0,0&fonimg=http://d2v58id5qi36gs.cloudfront.net/v1/fon_ff2/fon_green_200x250.png,12&fongradcol=0xffffff,0xf5f5f5&sdw_1=txt_3,0ffffff&ani_1=img_1,x,10,20&ani_2=img_2,alpha,1,100&ani_3=img_2,x,150,100&ani_4=img_2,scaleX,0.3,5&ani_5=img_2,scaleY,0.3,5&ani_6=txt_2,alpha,0.5,120&ani_7=txt_3,alpha,1,20&globalclick=http%3A%2F%2Fstudere.ru%2Fkontakty%2F&locale=en&snd_0=">

Начнем со следующего примера из жизни. Руководство крупного алкогольного холдинга рискнуло и по итогам собеседования утвердило на «горящую» позицию бренд-менеджера недавнего выпускника практически без опыта работы. Нижняя граница должностной ставки составляла три тысячи условных единиц.

Молодой человек принес на интервью собственный проект раскрутки новой торговой марки, причем в ходе беседы обосновывал будущий успех такими факторами, как высокие цены на нефть и неизбежное вхождение России в ВТО. Казалось бы, какая связь? Дело здесь не в гениальности конкретного проекта,
а в способности к абстрактному и стратегическому мышлению, умению подняться над конкретной ситуацией и увидеть ее в более широком контексте. Ведь связь в условиях взаимозависимой экономики существует всегда, и современный менеджер должен четко представлять соотношение ситуации в хозяйстве страны и в мире и деятельности компании. Несмотря на то, что проект для собеседования так и остался нереализованным, молодой сотрудник полностью оправдал ожидания.

Как само собой разумеющееся работодатель считает, что выпускник читает профильную литературу, специализированные газеты и журналы, посещает тематические интернет-сайты. Кроме того, молодой специалист должен уметь обсуждать круг вопросов, связанных с профессиональными интересами, самостоятельно размышлять над проблемами данной области, анализировать текущий момент с точки зрения своих знаний и профессиональных потребностей.

Без креатива нет позитива

Следующее качество, жизненно необходимое выпускнику будущего, — креативность. Этим словом обозначают способность к творческому мышлению, умение предлагать новые идеи, оригинальные решения задач, поставленных быстро изменяющейся внешней средой. Конечно, кто-то от природы наделен такими способностями, а кому-то нужно их в себе развивать. Главное, как с юмором замечают кадровые менеджеры, чтобы слово «креативность» ассоциировалось у кандидатов не только со средствами для фиксации прически. Хотя, надо сказать, есть такие области человеческой деятельности, где излишнее творчество не приветствуют.

Знать, чего хочешь

Существует еще одно качество, которое в большом дефиците у молодых специалистов, — это мотивация к профессиональному развитию в выбранной области. Часто по итогам собеседования от менеджеров можно услышать такие мнения: «В целом все прошло хорошо… Но, кажется, молодой человек (или девушка) слабо представляют, чего они хотят на самом деле».

И несмотря на то, что большинство соискателей стараются продемонстрировать свою мотивацию на успех и стремление покорить мир, их усилия часто не достигают цели. Успех — это, разумеется, здорово, но приходит он не сразу, особенно к молодым специалистам. А компаниям очень важно видеть человека, реально представляющего цели и возможности потенциального развития. Поэтому необходимо иметь прежде всего мотивацию к самосовершенствованию, понимая, что всегда есть куда расти.

Недаром на собеседованиях (особенно в крупных мультинациональных компаниях) любят использовать такой прием. Молодого претендента просят рассказать о чем‑нибудь глобальном (представить себя или компанию через двадцать лет, описать перспективы отрасли и т. д.). В то время как недавний студент взахлеб рассказывает о «завоеваниях глобальных рынков», представляя главы из учебника по мировой экономике, его резко переключают на какую-нибудь приземленную конкретную проблему (например, просят определить оптимальное число курьеров в организации). Удивительно, но большинство оказываются полностью беспомощными. «Этому нас не учили», — неуверенно говорят они.

Три золотых ключика

Теперь подведем некоторые итоги. Сегодня бизнес развивается по законам, выводящим на первое место личные качества человека. Выбрать вуз и факультет, готовящий специалистов в перспективных областях экономики, просто. Поступить — трудно, но можно. Но куда сложнее, получив диплом, доказать, что ты как специалист необходим лучшим компаниям. Тут должны помочь стратегическое мышление, креативность и мотивация — три ключика, открывающие двери в успешное будущее.  Конечно, перечень требований, предъявляемых к бизнес-лидерам, значительно длиннее. Но именно эти характеристики особенно ценят современные работодатели, а в будущем востребованность только возрастет. Поэтому позвольте дать сегодняшним абитуриентам совет: если вы не хотите оказаться «выпускниками прошлого», заранее позаботьтесь о том, чтобы вышеперечисленные качества стали вашими сильными сторонами.

В ТЕМУ

Молодым везде у нас дорога?

Совершивший множество дальних плаваний морской офицер рассказал как-то Бернарду Шоу о небольшом острове в Полинезии, где жили людоеды, которые никогда не ели своих ближних… старше 15 лет. «Вот та страна, — воскликнул Шоу, — где поистине любят молодежь!» А что происходит у нас? Практически во всех объявлениях о вакансиях есть обязательное требование к опыту работы не менее трех-пяти лет. Получается, как в том анекдоте: нужны специалисты до тридцати пяти лет с сорокалетним трудовым стажем…

Ирина ДЫМОВА

Читайте также:


Ваш отзыв