Роль Екатерины II в российской истории


Курсовая работа по истории

В исторической литературе нет еще адекватной оценки деятельности Императрицы Екатерины II (1729–1796 гг.). Причин такого положения дел несколько — и господствовавший в нашей исторической науке в течении многих десятилетий «классовый подход», априорно определявший оценку деятельности царей, тем более императрицы, жестоко подавившей восстание Пугачева, не поддержавшей идеи французских революционеров и препятствовавшей их распространению в своей стране; и славянофильская неприязнь к немке, ставшей российской императрицей; и квази-марксистская методология исторического исследования, сводившая его к изучению экономического базиса и политической надстройки с ее идеологическим аппаратом, пренебрегавшая изучением культуры как несущественным, производным фактором общественного развития.

Вытесненное из исторической науки, исследование культуры оказалось рассеченным на изолированное рассмотрение ее отдельных компонентов — отдельных наук, отдельных искусств, философии, систем образования, нравов, религиозных идей — и т. д., так что культура как таковая, как целостная система, воплощающая жизнь наций, сословий, человечества, оказывалась за пределами понимания в ее сущностных качествах и истинной роли в историческом процессе.

Екатерина II — неординарная фигура в истории России, и, прежде всего, в истории политико-правовой мысли и государственного управления. Тридцать четыре года (1762–1796 гг.) она находилась на вершине российской государственной власти — больше, чем все царствовавшие особы как до (за исключением Ивана Грозного), так и после нее, включая генеральных секретарей ЦК КПСС. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма». Екатерина II выступила продолжательницей дела Петра I в реформировании российского общества и государства, их возвеличивании.

Заслуживает ли она титула «великая» — вопрос скорее личных пристрастий, личного восприятия этой фигуры, чем возможной объективной оценки. То, что она сделала, чему была инициатором, чему дала толчок, даже то, что пыталась сделать, но не смогла, позволяет называть годы ее правления «Эпохой Екатерины II» в истории России. Множество литературных источников, посвященных деятельности Екатерины II, делают акцент на ее светской деятельности, и может возникнуть впечатление, что занималась она только дворцовыми интригами, пустопорожними беседами, организацией балов и разного рода празднеств, а также тем, что часто меняла своих фаворитов.

Главное, что упускают популяризаторы этого исторического периода, в том, что в годы правления Екатерины II произошло заметное преображение российской государственной власти, распространились новые идеи и представления. По инициативе императрицы фактически началась дискуссия на тему «власть — общество — закон». Эта дискуссия актуальна и сейчас. Обращение к прошлому важно для современного человека не только с точки зрения исторического и политологического знания, но и правильного понимания сегодняшних насущных проблем.

План работы.

Введение.
1. Начало правления Екатерины II.
2. Реформы Екатерины II.
3. Внешняя политика Екатерины II.
Заключение.
Список литературы.

Заказ курсовой, диплома

Ваш отзыв