Антимонопольное регулирование


Курсовая работа по экономике

Введение. Под рыночной экономикой подразумеваются свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, рабочей силы, развитое кредитное хозяйство. Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства
в экономике.

Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии
с законодательством монополистической деятельностью.

Антимонопольное регулирование — это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой. Поэтому тема данной работы является актуальной. Достижение прозрачности работы монополий, формирование независимого и объективного мнения о проблемах реформирования этих монополий, открытая и честная конкуренция, создание условий для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в конкурентных видах деятельности — сегодня одни из самых насущных проблем.

На основании цели работы, которая заключается в анализе составляющих антимонопольного регулирования, выделим следующие задачи:

  • проанализировать понятие «монополии», описать различные виды монополистических объединений;
  • проанализировать антимонопольную политику, изучить современный российский и зарубежный опыт.

План работы.

1. МОНОПОЛИЯ КАК ИНСТИТУТ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие монополии
1.2 Формы и виды монополистических объединений
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
2.1 Антимонопольная политика в развитых странах
2.2 Отечественная антимонопольная политика

Заключение. Монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
Существует несколько возможных причин появления монополии, в зависимости от которых монополии делят условно на естественные, искусственные и закрытые. Современная теория выделяет три типа монополий:

  • монополия отдельного предприятия;
  • монополия как соглашение;
  • монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Монополии — это достаточно устойчивое явление в современной экономике Российской Федерации. В первую очередь, это относится к естественным монополиям, которые вряд ли изживут себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Для того чтобы монополизация отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий. В свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики.

Формы и методы правовой поддержки и охраны института конкуренции и ограничения монополистической деятельности в зарубежных странах разнообразны в силу неодинаковой степени государственного вмешательства в экономические отношения. Наиболее развитым
в этой сфере является антитрестовское законодательство.

Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращению деятельности монополии там, где она уже существует.

Основными целями антимонопольной политики нашего государства являются:

  • формирование единого экономического и правового пространства,
  • обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности,
  • создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля над их выполнением.

Список литературы:

1. Балтабай М. Нужен ли Казахстану Закон «О рекламе» // Законодательство и практика массмедиа. Центральная Азия. 2002. №2.
2. Голомолзин А. Антимонопольная политика государства. // Экономика России 21-й век.
2006. №22.
3. Городецкий А.Е. Обоснование и выбор цели функционирования организации.// Экономика и менеджмент. 2002. №1.
4. Еременко В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции
в зарубежных странах. М., 1997.
5. Кузнецов А.П., Гаврилов А.В. Правовая регламентация конкуренции и монополистической деятельности на примере Великобритании и США. // Налоги. 2006. №17.
6. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и обеспечение монополистической деятельности. // Право и экономика. 2009. №11.
7. Насонов К. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2007. №1.
8. Савенкова Ю.С., Ганиев М.Г. Особенности монополии в Российской Федерации. // Вопросы экономики. 2009. №8.
9. Соколова И. Санкции за нарушения антимонопольного законодательства // Конкуренция
и рынок. 2003. №17.
10. Шагинян Г.А. и др. История экономических учений. Ростов-на-Дону, изд. РГЭА, 2003.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв