«Никомахова этика» Аристотеля

Курсовая работа по философии

Введение. Аристотель — величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления». Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших
в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Он написал более 150 научных трудов и трактатов.

Сохранившиеся произведения Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и искусствоведческие произведения. Особенно велики заслуги Аристотеля в области этики. До нас дошли три этических сочинения Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». В отличие от двух последних, принадлежность «Никомаховой этики» Аристотелю полагается неоспоримым. «Никомахова этика» включает
в себя десять книг, касающихся самых различных проблем.

План работы.

1. Стремление этики Аристотеля к «золотой середине»
2. Взаимосвязь этики и политики Аристотеля
3. Этика Аристотеля о дружбе, привязанности, наслаждениях, счастье

Заключение. Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
В целом Этика внутренне последовательна, за исключением нескольких не очень важных сторон. Доктрина, согласно которой благо есть счастье и счастье состоит в успешной деятельности, разработана подробнейшим образом. Доктрина, согласно которой каждая добродетель — это среднее между двумя крайностями, хотя и весьма искусно развиваемая, менее удачна, поскольку она неприложима к интеллектуальному созерцанию, которое, как сказано, есть лучший вид деятельности.

Можно утверждать, что доктрина золотой середины предназначена для применения только к практическим, а не к интеллектуальным добродетелям. Однако, моральная теория «золотой середины», сформулированная Аристотелем в Этике, широко использовалась в дальнейшем многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским.

С другой точки зрения, положение законодателя несколько двусмысленно. Он должен побудить детей и молодежь приобрести привычку к свершению добрых дел – привычку, которая, в конце концов, приведет их к тому, что они будут находить удовольствие в добродетели и поступать добродетельно без принуждения со стороны закона. Ясно, что законодатель мог бы столь же успешно заставить молодежь приобрести дурные привычки.

Этика Аристотеля во всех отношениях согласуется с его метафизикой. В самом деле, его метафизические теории сами по себе являются выражением этического оптимизма. Он верит
в научное значение конечных целей, а это включает и веру в то, что цель управляет ходом развития Вселенной. Он думает, что в основном такие изменения, которые воплощают рост организованности или  формы (и по существу являются добродетельными действиями), благоприятствуют этой тенденции. Верно, что большая часть его практической этики не является особенно философской и является скорее результатом наблюдения над человеческой практикой, но эта сторон его доктрины, хотя она может быть независимой
от его метафизики, согласуется с ней.

При сравнении этических принципов Аристотеля с этикой нашего времени следует отметить, прежде всего, признание неравенства, неприемлемого для более современного общественного мнения. У него не только нет возражений против рабств, или против господства мужей и отцов над женами и детьми, ни утверждается, что лучшее, по существу, предназначено для немногих – людей великодушных и философов. Из этого следует, в какой-то мере, что большинство человечества – лишь средство для производств немногих правителей и мудрецов. Бентам и утилитаристы истолковывают  справедливость как  равенство: когда интересы двух людей сталкиваются, правильным решением будет то, которое принесет в итоге наибольшее счастье, независимо от того, кто из двух будет им наслаждаться или как оно будет разделено между ними. Если хорошему человеку дается счастье больше, чем плохому, — это потому, что, в конце концов, общее счастье увеличилось благодаря вознаграждению добродетели и наказанию порока, а не из-за конечной этической доктрины, согласно которой доброе заслуживает большего, чем злое. Справедливость, с данной точки зрения, состоит в оценке лишь количества связанного с этим счастья, без какого-либо преимущества для одного индивида или класса по сравнению с другим. Греческие философы, включая Аристотеля, имели несколько иную концепцию, они полагали — первоначально на основе, заимствованной из религии, — что каждая вещь или человек имеет свою собственную, соответственную сферу, преступить которую  несправедливо. Некоторые люди,
в силу своего характера и склонностей, имеют более широкую сферу, чем другие, и если они пользуются большей долей счастья – в этом нет несправедливости. Эта точка зрения принята Аристотелем как сама собой разумеющаяся, но основа ее, коренящаяся в первобытной религии (эта основа ясна у наиболее ранних философов), уже не видна в его трудах.

У Аристотеля почти полностью отсутствует то, что можно назвать благожелательством или филантропией. Страдания человечества, насколько он отдает себе в них отчет, не трогают его эмоционально; он утверждает, по рассудку, что они — зло, но нет доказательства, что они делают его несчастным, за исключением тех случаев, когда страдающими оказываются его друзья. К тому же Аристотель оставляет без внимания всю сферу человеческих переживаний, связанных с религией.

Главный вывод работы заключается в том, что в Этике Аристотелем постулируется стремление к идеалу: он предполагает, что человек по природе своей не бессмертен, и бессмертие для него – не что иное, как идеал, постепенное и целенаправленное уподобление божественному образу, остающемуся недосягаемым.

Список литературы:

  1. Аристотель. Никомахова этика. Перевод Н. Брагинской. – М.: Эксмо-пресс, 1997.
  2. Богут А.А. История философии в кратком ее изложении. – М.: Мысль, 1995.
  3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Бушуев А.М. Философия. – М., 2004.
  5. Грицианов А.А. Никомахова этика. // Энциклопедия истории философии. – М., 2005.
  6. Гуревич П. С. Философия. – М., 2003.
  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.III. Античность. – СПб., 1994.
  8. Чанышев А.П. Курс лекций по древней философии. – М.: Наука, 1991.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв