Демография как наука

Курсовая работа по социологии

Введение. Демография — наука не новая. Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Как научная дисциплина демография оформилась во второй половине XIX в., хотя элементы ее появились гораздо раньше. Предтечей демографии традиционно принято считать Дж. Граунта, автора книги «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (1662 г.).

Если выходившие прежде работы о населении содержали лишь абстрактные размышления, то Дж. Граунт в своем исследовании использовал статистические материалы — бюллетени смертности (публиковавшиеся в Лондоне с 1629 г.) — и дал их глубокий научный анализ, позволивший ему определить некоторые биологические и социально-экономические факторы смертности. Кроме того, на основе статистического материала он выделил ряд демографических закономерностей, таких, например, как соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных, доля мужчин и женщин в населении, уровни повозрастной смертности, различия показателя смертности в городах и сельской местности и т. д. Дж. Граунт первым составил таблицу смертности. Он считал, что исследования, аналогичные проделанному им, позволят лучше управлять обществом, и был убежден в их необходимости.


Впервые термин «демография» применил французский ученый А. Гийяр в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855 г.). В 1871 г. немецкий статистик Э. Энгель предложил рассматривать «демологию» и «демографию». По мнению Энгеля, первая из них призвана раскрывать суть процессов, происходящих в населении, в то время как вторая — лишь описывать их. Но такое разделение не утвердилось и за всей наукой закрепилось название «демография». А демологией обозначают одну из отраслей демографической науки — теоретическую демографию. Гораздо шире в XIX в. при изучении населения применялся термин «статистика населения». Демография зарождалась на базе статистики и лишь затем в результате специализации выделилась в самостоятельную науку.

В 20–30-е годы XX века были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи
с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с точки зрения экономических и социальных факторов общего развития.

В середине 70-х годов прошлого века ООН публикует труд «Детерминанты
и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

  • увеличение объема демографической информации и источниковой основы,
  • быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации,
  • успехи в области демографического анализа.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо представителям многих профессий. Поэтому и актуальна тема демографии как науки.

Цель работы — анализ демографии как науки. Задачи работы:

  1. анализ предмета, задач и методов демографии;
  2. изучение видов демографии, ее взаимосвязей с другими науками;
  3. анализ становления и современного положения отечественной демографии.

План работы.

1. ПРЕДМЕТ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕМОГРАФИИ КАК НАУКИ.
1.1 Предмет демографии.
1.2 Задачи демографии.
1.3 Методы демографии.
1.4 Виды демографии.
2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА.
2.1 Зарождение и развитие отечественной демографии.
2.2 Современное состояние российской демографии.

Заключение. Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений.

Демография имеет свой четко очерченный предмет исследования — народонаселение. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе естественного воспроизводства. Отсюда виден широкий круг знаний, привлекаемых к решению демографических проблем. Рамки предмета демографии, которые некоторые ученые называют «узкими», вовсе не ограничивают комплекса методов, используемых в демографии для познания закономерностей и законов демографического развития.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы анализа. Демография взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, добытые ими знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Наиболее тесно демография связана с социологией. В демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

Основные источники информации в демографии следующие:

  • переписи населения, проводимые регулярно;
  • текущий статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;
  • текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;
  • выборочные и специальные обследования.

В развитую научную дисциплину демография превратилась в XX веке. Сейчас она более распространена и как образовательная дисциплина. Ее преподают повсеместно — и она пронизывает другие дисциплины. Отечественная демография богата советскими научными традициями, но, в настоящее время необходимо ее повсеместное возрождение.

Список литературы:

1. Архангельский В. Н. Воспроизводство населения России. – М., 2000.
2. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М., 2007.
3. Борисов А. В. Демография. – М.: Издательский дом NOTABENE, 2007.
4. Вишневский А. Проблемы демографии требуют научного подхода. // http://www.rian.ru/edu_analysis/20100318/215073793.html
5. Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. – М, Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007
6. Вишневский А. Г. Демографическая революция – М., 2006.
7. Волков А. Г. Семья глазами демографа. – М., 2000.
8. Волков А. Г. Существует ли наука «демография»? к 95-летию со дня рождения А. М. Боярского (1906-2001 гг). // Демоскоп-Weekly. 2001. №42.
9. Медков В. М. Демография : учеб. для вузов – М.: ИНФРА-М, 2007
10. Основы демографии и государственной политики народонаселения: учеб. пособие для вузов Щербаков А. И., Мдинарадзе М. Г. – М.: Академический проект, 2005.
11. Основы этнодемографии: Учеб.пособ. Казьмина О. Е. – М.: Наука, 2004.
12. Руденко Б. Исчезающая Россия. Заметки с конференции по демографии. // Наука и жизнь. 2010. №1.
13. Рунова Т. Г., Петракова О.Л. Демография: практикум. – М.: МГИУ, 2008.
14. Рыбаковский Л. Л., Калмыкова Н. М., Архангельский В. М. и др. Демография : учеб. для вузов. – М.: Логос, 2005.
15. Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши, В. А. Ионцева. Лекция 6. Миграция населения. – М., 2005.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв