Бердяев — судьба человека

Дипломная работа по философии

Введение. Россия первой половины ХХ века дала человечеству много ярких философских имен:
Н. Бердяев и Л. Шестов, В. Розанов и Д. Мережковский,
С. Булгаков и П. Флоренский, Г. Флоровский
и Г. Федотов, В. Зеньковский и С. Франк, Ф. Степун
и Г. Шпет, И. Ильин и Л. Карсавин. Несмотря на то, что революция, гражданская война и установление тоталитарного коммунистического режима прервали свободное развитие философской мысли, она, разумеется, не погибла: ее воздействие на последующее развитие русской культуры было колоссально. Не исчерпано оно и сегодня.

Традиции серебряного века русской культуры, религиозной и идеалистической философии были продолжены, прежде всего, вне пределов СССР, русским зарубежьем. Почти все оригинальные русские философы первой половины ХХ столетия оказались заграницей. Но русские мыслители и на Западе были услышаны не сразу. Из всей блестящей плеяды философов зарубежной России лишь Бердяев уже при жизни приобрел мировую славу.

Другой известный мыслитель, Лев Шестов, который был не менее оригинальным и глубоким философом, чем Бердяев, хотя и не столь известным, писал в 1938 году: «Бердяев является несомненно первым из русских мыслителей, умевших заставить себя слушать не только у себя на Родине, но и в Европе. Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое сочувственное, даже восторженное отношение. Не будет преувеличением, если мы поставим его имя наряду с именами наиболее сейчас известных и значительных философов – таких как Ясперс, Макс Шелер, Николай Гартман, Гейдеггер».

О Бердяеве и его философии написаны сотни книг и статей. Его учение — многогранно, оно всегда вызывало споры: у него были не только почитатели и последователи, но и резкие критики, особенно среди современных ему русских философов. При этом в философских взглядах Бердяева прослеживается одна общая черта — направленность на человека
и, в частности, анализ взаимодействия человека с современным миром. Вся философия Бердяева так или иначе проникнута темой решения человеческих проблем, и в этом смысле она антропологична. Одна из работ Бердяева так и называется: «Судьба человека в современном мире». Тема судьбы человека в современном мире и выбрана в качестве темы данной дипломной работы.

Исследования, затрагивающие тему антропологии Бердяева, можно разделить на несколько групп. Это критические отклики современников (работы В. В. Иванова, Л. Шестова), осмысления русским зарубежьем (Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, В. В. Зеньковский), зарубежные историкофилософские исследования (А. Валлон), работы советских историков философии (А. А. Ермичев, В. А. Кувакин), статьи и монографии авторов культурного пространства СНГ постперестроечного периода (П.П. Гайденко, В. В. Моисеева).

Общей чертой всех указанных выше работ является то, что центральные выводы и идеи в них концентрируются в общих принципах философии Бердяева. Целью данной работы является анализ судьбы человека в современном мире с точки зрения Бердяева.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • выявить основные аспекты личности по Бердяеву;
  • проанализировать проблему взаимоотношения личности и различных общественных институтов: политики, религии, государства, морали;
  • изучить меру и способы свободы личности по Бердяеву;
  • проанализировать взаимоотношения личности и государства в различных государственных и общественных системах.

Исследование осуществлено на основе анализа всего многообразия работ Бердяева. При проведении анализа и обобщения теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического. Для реализации названных цели и задач предприняты следующие шаги. Во-первых, взгляды Бердяева на судьбу человека в современном мире проанализированы на основе тщательного изучения его работ, посвященных различным философским проблемам. Во-вторых, реконструкция исследуемых проблем произведена в контексте целостного философского мировоззрения Бердяева и выделения его ключевых характеристик.

Основной результат исследования заключается в целостной реконструкции взглядов Бердяева на судьбу человека в современном мире. Диплом включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

План работы.

1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ.
1.1 Личность и общество.
1.2 Личность и религия.
1.3 Личность и нация.
1.4 Личность, право и мораль.
2. СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ.
2.1 Человек и мера его свободы.
2.2 Степень свободы личности в социалистическом и буржуазном мире.

Заключение. Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. Каждая человеческая личность, согласно Бердяеву, есть нечто уникальное, единственное, неповторимое; она не может быть объяснена ни из какой другой реальности — будь то реальность природная или социальная, и не может быть к ней сведена. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической и персоналистической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, «отстаивающему» свою самоценность и независимость
в мире глобальных перемен.

Внутренней основой бердяевской философии являются мера свободы человеческой личности. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло.

Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична. По Бердяеву, дух есть свобода, но и дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека — от Бога, но свобода, присущая духу, имеет
не только божественное происхождение.

По Бердяеву — свобода личности основана на отсутствии каких бы то ни было запретов снаружи и ограничений изнутри; самоограничение для него – такая же несвобода, как и внешне положенный запрет. Общество, нация, государство не является личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. При анализе узаконенной этики и узаконенного христианства Бердяев показывает, что они приспособлены к требованиям общественной повседневной жизни и поэтому полны условностей и ведут к лицемерию и деспотизму. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. Положения философии Бердяева близки к основным принципам французского экзистенциализма.

Социальные теории Бердяева тесно связаны с его религиозной философией. Человек выделился не только из природы; в период Возрождения и гуманизма он также отрешился
и от Бога. Рассматривая природу как мертвый механизм, современный человек разработал позитивистскую науку и технику, которые поставили машины между человеком и природой. Мощность машины помогает человеку в его борьбе с природой, но в то же самое время она разрушает его; он начинает утрачивать свой индивидуальный образ. Человек, отвергнувший более высокий принцип и переставший стремиться к осуществлению в себе образа Бога, обречен быть рабом более низких элементов.

Бердяев довольно критично относится к государственным институтам в целом и различным общественным строям. Рассматривая общую из основных для Бердяева проблем – отношений между человеком и обществом — он отмечает, что социалистический строй, ставя проблему общества, не ставит столь же радикально проблему человека. Но при этом Бердяев также отрицательно относился к буржуазному принципу хозяйствования.

В качестве насущной задачи человеческого существования Бердяев называет попытку вернуть сознанию исходную «центровку», изначально присутствовавшую в европейской философии вплоть до конца средневековья, а затем утраченную в ходе поворота к освоению природы и инструментально необходимому для этого субъект-обектному методу смысловой ориентации. Бердяев полагает, что возврат от «разорванного» (субъект-объектным разделением и противопоставлением) сознания к исходной целостности его существования возможен и необходим именно сейчас, когда обострился всесторонний кризис культуры, «замешанной» на секуляризации и сциентизме. Только в таком случае возможно остановить углубляющийся кризис, проявляющийся в том числе и в практически полной утрате культурой понимания этики как ключа самоидентификации.

Список использованной литературы.

  1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.
  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993.
  3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М.,1994.
  4. Бердяев: Н. А. pro et contra : Антология. – СПб., 1994.
  5. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. – М., 1994.
  6. Бердяев Н. А. Новое средневековье. – М., 2003.
  7. Адюшкин В. Н. Социальная философия Н. Бердяева в свете перестройки. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991. №3.
  8. Баландин Р. К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. № 5.
  9. Вадимов А. Вступительная статья к публикации фрагментов из книги Н. Бердяева «Самопознание» // Наше наследие. 1998. № 6.
  10. Волкогонова О. Д. Бердяев – интеллектуальная философия. – М., 2007.
  11. Галушкина Н. Тема творчества в философии Н. Бердяева и И. Ильина (сравнительный анализ). // Вопросы философии. 2001. №1.
  12. Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Н. Бердяев: жизнь и творчество). – М.: Высшая школа, 1993.
  13. Додонов В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности. // Педагогика. 1994. №3.
  14. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. – М.,1990.
  15. Гайденко П. П. Философия свободы Николая Бердяева. – М., 1996.
  16. Ковалева Г. П. Теаантропокосмизм в философии Бердяева. // Вестник УрГУ. 2009. №3.
  17. Королькова Е. А. Смысл аскезы в философии Бердяева. // Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума 6-9.04.2004 г. – СПб.: Центр изучения культуры, 2004.
  18. Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Н.А. Бердяева. – М.: 1976.
  19. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. – М., 1980.
  20. Кувакин В. А. Мыслители России. – М.: РГО, 2006.
  21. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Наука, 1991.
  22. Редлих Р. Философия духа Н. Бердяева. – М.: Наука, 1991.
  23. Свинцов В. Свобода и несвобода: опыт сегодняшнего прочтения Н. Бердяева. // Наука и жизнь. 1992. №1.
  24. Силантьева М. В. Философия Бердяева и этика секулярного общества: проблема обоснования морали в свете «нового средневековья». // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001.
  25. Черный Ю. Ю. Философия пола и любви H. A. Бердяева – М.: Наука, 2004.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв