Государственная Дума РФ

Курсовая работа по конституционному праву

Введение. В подавляющем большинстве государств мира, за исключением нескольких абсолютных монархий и диктаторских режимов восточно-азиатского типа, имеется всенародно избираемый парламент (от фр. parler — говорить) — представительный орган государственной власти. Основной функцией парламента является принятие законов — нормативно-правовых актов высшей (помимо конституции) юридической силы.
В некоторых государствах саму конституцию принимает и изменяет тоже парламент. Особое положение парламента в государственном устройстве определяется тем, что это практически единственный орган государственной власти, который имеет юридическое право выступать
от имени народа, делегированное ему избирателями через входящих в его состав депутатов.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в. Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.

Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. 17 октября
1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым провозглашалось создание Государственной Думы. Хроника его становления и развития связана с основными событиями в жизни страны.

Современный российский парламентаризм фактически начал складываться после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Он был развит
в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и в ходе работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В России сложилась политическая система, которая стоит уже на принципах парламентаризма, хотя и не является парламентарной республикой. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Цель работы — анализ Государственной Думы РФ как части парламентского института современной России. В работе поставлены следующие задачи:

  • выявление места Государственной Думы РФ в структуре законодательной власти России;
  • определение сферы компетенции Государственной Думы РФ;
  • анализ порядка избрания и прекращения деятельности Государственной Думы РФ;
  • изучение порядка функционирования Государственной Думы РФ
  • Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

План работы.

1. МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ В СТРУКТУРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Государственная Дума РФ как «нижняя» палата Федерального Собрания РФ
1.2 Компетенция Государственной Думы РФ
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
2.1 Организация выборов и порядок роспуска Государственной думы РФ
2.2 Организация деятельности Государственной думы РФ

Заключение. Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяют совокупности юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.
В основе порядка образования и деятельности Федерального Собрания лежали следующие принципы: разделение властей, федерализм, многопартийность. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Основной функцией Государственной Думы является разработка федерального законодательства. В компетенцию Государственной Думы входит также решение следующих вопросов:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов
и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных
за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

Правовым основанием организации и порядка деятельности Государственной Думы является Конституция РФ, Регламент Государственной Думы Российской Федерации.

Список использованных источников.

  1. Конституция РФ. // Консультант-плюс.
  2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Консультант-плюс.
  3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях». // Консультант-плюс.
  4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2007.
  6. Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. – М., 2004.
  7. Борисов А. Н. Комментарий к ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». – М., 2008.
  8. Вишневский Б. Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками // Независимая газета. 2000. 1 февраля.
  9. Дмитриев Ю. А. Регламент – правовая основа деятельности парламента России // 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность. – М., 2006.
  10. Катков Д. Е., Корчиго Е. В. Конституционное право России. – М.: Юриспруденция, 2008.
  11. Конституция РФ. Научно-практический комментарий (постатейный). Отв. ред. Ю. А. Дмитриев. – М., 2008.
  12. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. – М., 2007.
  13. Нундненко Л. А. Новеллы федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №6
  14. Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. 2008. № 4.
  15. Самигуллин В. К. Конституционное право России. Учебник. – Уфа: изд-во БашГУ. – М., 2008.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв