Деятельность ООН в XXI веке

Дипломная работа по политологии

Введение

Актуальность темы исследования. Международные организации — сравнительно «молодой» субъект международных отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что «знание» о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения. Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, а в начале XX в. появилось более 80 таких проектов.

Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации социальной жизни рассматривались многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание Международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде «лиги мира для свободных государств».

В середине XIX в. появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли
в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения этих двух противоположных тенденций – желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами — и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние в свою очередь эволюционировали к дистанцированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права. Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют в качестве таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 г. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX в. создавались так называемые квазиколониальные организации (например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и административные союзы.

Возникновение международных организаций в XIX в. явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

В середине XIX в. появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». Лига Наций прекратила свою деятельность по двум основным причинам. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919 –1939 гг. не содействовала позитивным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире.

Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей развития межгосударственных отношений.

Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности, в результате чего и была создана Организация Объединенных Наций. ООН существовала в 20 веке и продолжила свою деятельность в веке нынешнем. В тоже время отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием годы холодной войны воспрепятствовали выполнению ООН надежд, которые возлагались на них как самими государствами, так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990 гг. Крутые перемены были связаны с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

Необходимость анализа деятельности ООН в настоящее время определяет актуальность темы данной работы.

Цель работы — анализ деятельности ООН в 21 веке. Поставленной в работе целью определяется необходимость решения следующих задач:

  • изучение процесса зарождения и развития ООН;
  • анализ компетенции ООН;
  • выявление положительных и отрицательных аспектов деятельности ООН;
  • изучение кризисных явлений в деятельности ООН;
  • выявление путей преодоления кризисных явлений в работе ООН;
  • анализ миротворческой деятельности ООН на рубеже ХХ – ХХI в.в.

Степень разработанности проблемы. Теме анализа деятельности ООН посвящено немало публикаций в исторической и научной литературе. Можно отметить труды Гришаевой Л., Карташкина В.А., Сергиенко В. При этом среди научных трудов отсутствуют труды, посвященные непосредственно деятельности ООН в 21 веке, что и определяет относительную научную новизну данной работы.

Объектом исследования данной дипломной работы является феномен  ООН, как высшей международной институции.

Предмет исследования — функционирование, основные направления деятельности и противоречия существования ООН в современных условиях.

Методология работы. В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых. Эмпирической базой исследования явились нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ООН.

Структура работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, включает: введение, три главы, заключение и список литературы; насчитывает  64 страницы.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Организация Объединенных Наций (ООН) — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

ООН преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

Создание ООН стало исторической вехой в борьбе миролюбивых сил против экстремизма, милитаризма и агрессии. Организация Объединенных Наций, являясь универсальным международным институтом, стала играть важнейшую роль в социально-экономических, политических, правовых, военных, этнических, религиозных и других процессах во всех регионах и участках земного шара. Возможно, ни одна другая международная организация или структура не внесла такого весомого вклада в развитие дружественных отношений между нациями, повышение уровня жизни, в дело защиты прав человека, содействие социальному прогрессу и сохранению окружающей среды.

Согласно Уставу ООН главными ее органами являются:

  • Генеральная Ассамблея;
  • Совет Безопасности;
  • Экономический и Социальный совет;
  • Совет по опеке;
  • Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея, в частности:

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира
и безопасности;

2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического
и Социального Совета;

3) по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;

4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной
и гуманитарной сферах;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре-марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Организация располагает также целой сетью программ, фондов, функциональных комитетов и комиссий. Специализированными учреждениями ООН являются:

  • Международная организация труда (МОТ) ;
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ;
  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) ;
  • Международный валютный фонд (МВФ) ;
  • Всемирный почтовый союз (ВПС) ;
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ;
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Рассматривая деятельность ООН в 21 веке, следует отметить, что, несмотря на все негативные явления международной жизни за минувшие года, нагромождение льдов «холодной войны», нередко сковывавших деятельность ООН, она не только сохранилась, но, став универсальной по своему составу, является сегодня органической частью системы международных отношений, что открывает перспективу для превращения ее в будущем в центральный механизм мирового сообщества.

При этом противоречивость интересов ставит ООН на грань кризиса. Фактически вскоре после своего создания ООН превратилась в инструмент предупреждения войны между великими державами, прежде всего между СССР и США. Но с распадом СССР задача предотвращения конфликта между сверхдержавами отпала. С середины 90-х годов происходили сложные по условиям осуществления и противоречивые по своим международным последствиям гуманитарные интервенции под флагом ООН в конфликтных зонах в разных частях мира.

В этих условиях значительно возрастает роль двухсторонних форматов переговоров, других центров влияния – в первую очередь, «восьмерки». В то же время ООН остается не только местом для легитимации политических акций крупнейших государств (США, к примеру, вынуждены были «узаконивать» свое присутствие в Ираке с помощью механизма ООН), но и признанной площадкой, где лидеры всех государств могут выступать с международными инициативами.

ООН оказывает помощь развивающимся странам, развивает систему международного права, борется против проявлений терроризма и экстремизма. В тоже время в 21 веке назрел кризис ООН. В условиях кризиса ООН ее реформирование следует рассматривать как сложный и всеобъемлющий про­цесс, охватывающий все сферы деятельности ООН для повышения ее эф­фективности и закрепления центральной роли в мировых делах, основанный, в первую очередь, на принципе многополярности современного мира. Чтобы ООН соответствовала требованиям современной жизни и смогла сохраниться в будущем, необходимо отразить в ее Уставе новые реалии. Речь идет не о ревизии Устава, а о его адаптации к нынешним условиям и требованиям мирового сообщества.

Необходимо расширить круг постоянных членов Совета безопасности ООН, на места в котором претендуют Япония, Германия, Индия, Бразилия и ряд других стран. При этом необходима кропотливая подготовительная работы для осуществления такого рода реформы.

Одной из главных функций ООН, изначально созданной для поддержания мира и международной безопасности, предотвращения новых международных конфликтов, стало миро­творчество. Реформа миротворческой системы ООН должна продвигаться в двух ос­новных направлениях: совершенствова­ние самого механизма кризисного реа­гирования (миротворческого потенциала) и выработка четких правовых ас­пектов применения силы в междуна­родных отношениях.

Список использованных источников:

  1. Документ ООН А/59/2005. Доклад Генерального секретаря ООН «При большей свободе». Март 2005 г.
  2. Документ ООН А/60/L.48 от 24 февраля 2006 г.
  3. Документ ООН А/НКС/1/L.3 от 3 июня 2006 г.
  4. Арутюнян Д. Г., Шапиев К. А. К аспектам деятельности ООН в области прав человека.// Юридический мир. – 2008. – №4. – С. 19-28.
  5. Арышев А. П. ООН и мировая политика. – М., 2006.
  6. Батырь В. А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2011.
  7. Бекяшев К. А., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. – М., 2010.
  8. Богуславский М. М. Международное право. – М.: изд. МГУ, 2009.
  9. Братимов О. В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  11. Бутрос Б. Гали. Непокоренная ООН. – М., 2000.
  12. Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. – Нью-Йорк, 1995.
  13. Гарипов Р.Ш. Взаимодействие международных организаций в области обеспечения европейской безопасности. // Международное публичное и частное право. – 2007. – №2. – С. 10-15.
  14. Гольц А. Кризис, который всегда с ООН. // Ежедневный журнал. – 22.09.2005. – С. 9-16.
  15. Гришаева Л. Кризис миротворчества ООН. // Обсервер. – 2008. – №4. – С. 41-49.
  16. Дадуани А. Г. Демократия и ООН. // Юрист-международник. – 2008. – №1. – С. 41-52.
  17. Дикусар В. М. Роль и место ООН в охране окружающей среды. // Законодательство и экономика. – 2006. – №10. – С. 25-35.
  18. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. – М.: Статут, 2010.
  19. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть: Курс лекций. – М.: Статут, 2010.
  20. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. – М., 2000.
  21. Карташкин В. А. Всеобщая декларация прав человека и развитие правозащитного механизма ООН. // Юрист-международник. – 2008. – №2. – С. 10-20.
  22. Карташкин В. А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-международник. – 2007. – №2. – С. 20-31.
  23. Карташкин В. А. Устав ООН и Организация объединенных наций в глобализируещимся мире. // Юрист-международник. – 2004. – №1. – С. 9-19.
  24. Карташкин В. А. Всеобщая декларация прав человека и развитие правозащитного механизма ООН. // Юрист-международник. – 2008. – №2. – С. 31-37.
  25. Карташкин В. А. Реформирование правозащитного механизма ООН (к докладу Генеральной Ассамблеи ООН о работе 5-й сессии Совета по правам человека). // Юрист-международник. – 2007. – №4. – С. 19-24.
  26. Лавров С. В. О внешнеполитических итогах 2007 г. // www.mid.ru
  27. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  28. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  29. Макарова Е. ООН: история создания и структура. // Формула бизнеса. – 2011. – №7. – С. 20-29.
  30. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. Отв. ред. Р.М. Валеев,
    Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2010.
  31. Международное право. Пособие. / Под ред. Н.Ю. Ерпылевой. – М., 2006.
  32. Морозов Г. Саммит тысячелетия и ООН. // Вопросы истории. – 2006. – №2. – С. 21-29.
  33. Основные факты об Организации Объединенных Наций. – М.: Весь мир, 2011.
  34. Петров Д. В. Международный суд ООН и суд ЕС: сходства и различия. // Юридический мир. – 2007. – №9. – С. 20-24.
  35. Рубаева Е. А. Российская ассоциация содействия ООН. // Юрист-международник. – 2006. – №1. – С.42-52.
  36. Самхарадзе Д. Г. Роль международных организаций в современных международных отношениях. // Международное публичное и частное право. – 2007. – №2. – С. 31-37.
  37. Сергиенко В. Кризис ООН. // Континент. – 2002. – №19. – С. 8-15.
  38. Семенов В. С. К вопросу о правовой основе вооруженных сил ООН. // Военно-юридический журнал. – 2009. – №1. – С. 39-45.
  39. Сергеев П. В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу «Мировая экономика». – М.: Новый Юрист, 2000.
  40. Серегин Н. С. К 60-летию Организации Объединенных Наций. // Право и политика. – 2005. – №10. – С. 75-85.
  41. Смирнов М. Г. Некоторые аспекты сотрудничества Организации Объединенных Наций и международных организаций в урегулировании вооруженных конфликтов. // Международное публичное и частное право. –  2006. – №4. – С. 15-24.
  42. Сорокина О. Ю. Полномочия Совета Безопасности ООН и действия региональных организаций по поддержанию мира. // Международное публичное и частное право. – 2008. – №2. – С. 33-39.
  43. Становая Т. Кризис и перспективы ООН. // Российская газета. – 15.09.2005. – С. 3-4.
  44. Троицкая Ю. Бутрос Гали: в настоящее время ООН переживает кризис. // Риа Новости. – 02.08.2005.
  45. Шинкин А. В. История дипломатии. – М., 2007.
  46. Шинкин А. В. Устав ООН: его история и значение. ООН. – М., 2009.
  47. Шлянцев Д. А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
  48. Юхно А. С. Процедура рассмотрения жалоб в Совете ООН по правам человека. // Юридический мир. – 2009. – №9. – С. 101-107.
  49. Юхно А. С. Специальные процедуры Совета ООН по правам человека. // Адвокатская практика. – 2009. – №5. – С. 40-43.
  50. Юхно А. С. Сравнительная характеристика Совета ООН по правам человека и Комиссии ООН по правам человека. //  Международное публичное и частное право. – 2009. – №6. –
    С. 21-27.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв