Административная реформа государственных органов власти

Курсовая работа по административному праву

Введение. В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни.
Не обошли они стороной и сферу управления, затронутую административной реформой.

Исследователи административной реформы четко выделяют несколько этапов, на каждом из которых ставились и решались определенные задачи.
На первом этапе (1992–1993 гг.) были предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались
от советских министерств и ведомств.

Второй этап административной реформы происходил в 1996–1998 гг. В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка под названием «О проблеме слабой управляемости государственными процессами». В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении.

Ключевые идеи этой записки нашли отражение в Послании Президента РФ на 1997 год «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». 13 марта 1998 г. в Администрации Президента РФ состоялось обсуждение проекта Концепции административной реформы. Участники совещания высказали убеждение, что до 2000 г. к ее практической реализации приступать нецелесообразно. Текст Концепции был вручен в мае 1998 г. новому Председателю Правительства РФ С. В. Кириенко с целью опубликования, но он не был опубликован.

Третий этап административной реформы происходил в 1999–2000 гг. С осени 1999 г. центр разработок проблем административной реформы переместился из Администрации Президента РФ в Центр стратегических разработок (Центр Г. Грефа) — предвыборный штаб В. В. Путина как действующего Председателя Правительства РФ.

В начале 2000 г. Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.

В разделе «Власть и общество» констатировалась высокая степень дисгармоничности отношений между государственной властью и обществом.

В разделе «Отношения внутри системы власти» обосновывалось несоответствие устройства и особенно функционирования структур исполнительной власти основам конституционного строя Российской Федерации (демократическое, правовое, федеративное, социальное государство). Утверждалось, что исполнительный аппарат воспроизводит советскую систему управления.

В разделе «Политика изменений в государственной службе» утверждалось, что государственная служба должна создаваться на принципах «системы заслуг и достоинств», открытости и доступности государственной службы.

Весной 2000 г. в реализации проекта Центра стратегических разработок наступило затишье
в связи с выборами Президента РФ. К осени того же года действительная причина торможения стала проясняться, в качестве приоритетов власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания РФ и т. д.

Таким образом, термин «административная реформа» на слуху уже много лет. Но только
в конце 2003 г. и особенно в 2004–2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела.

В настоящее время данная проблема широко освящена в научной литературе. Наибольший интерес в целях данной работы представляют труды Нарышкина С. Е., Старилова Ю. Н., Тихомирова Ю. А., Хабриевой Т. Я., Среди них также следует особо выделить преподавателей СКАГС Атаманчука Г. В., Игнатова В. Г.

Целью данной работы является анализ различных аспектов административной реформы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи работы:

  • ​ выявление основных характеристик административной реформы;
  • ​ выявление целей, задач, основных направлений административной реформы;
  • ​ анализ проблем и перспектив административной реформы;
  • ​ изучение оптимизации структуры федеральной и исполнительной власти;
  • ​ оценка эффективности административной реформы.

Работа включает в себя введение, две главы и заключение.

План работы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ.
1.1 Понятие административной реформы, цели, задачи и основные направления.
1.2 Проблемы и перспективы реформирования органов государственного управления.
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СВЕТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ.
2.1 Структурные изменения федеральных и региональных органов исполнительной власти.
2.2 Эффективность деятельности органов государственного управления в контексте административной реформы.

Заключение. Проводимая в нашей стране административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения. Под «административной реформой» принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти
с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей
в «автоматическом режиме» в интересах общества.

Распоряжением Правительства РФ были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. В ней определены цели, задачи, сроки и этапы реформы. Основная ответственность за реализацию административной реформы ложится
на Правительственную комиссию по проведению административной реформы. Ключевыми областями административной реформы являются: роль государства в обществе; структура и функции органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

Административная реформа уже прошла несколько этапов, в течение которых осуществлялся поиск эффективных моделей управления, пригодных для конкретных российских условий
с учетом особенностей отечественной управленческой культуры, внедрялись новые модели организации и функционирования государственного аппарата на федеральном уровне.

В довольно короткий срок была выработана новая структура федеральных органов исполнительной власти. В настоящий момент, благодаря административной реформе, она состоит из органов исполнительной власти разной специализации с организационным обособлением правоустанавливающих, правоприменительных (контрольно-надзорных) функций и функции оказания государственных услуг и управления государственным имуществом: федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Были проинвентаризированы их государственные функции и строго разделены по характеру и видам деятельности органов исполнительной власти; предприняты усилия для сокращения количества административных барьеров; упрощены многие административные процедуры,
по существу, создана новая система управления.

Развитие реформы государственного управления в стране невозможно без эффективной, слаженной работы федеральных и региональных органов исполнительной власти, деятельность которых должна быть оптимально «вмонтирована» в общую систему государственного управления. Поэтому административная реформа не может ограничиться лишь федеральным уровнем и с необходимостью включает и региональную компоненту. Проведение в субъектах РФ административной реформы – это новый этап в совершенствовании государственного управления, необходимый для укрепления единства системы исполнительной власти в РФ, провозглашенного Конституцией РФ одним из принципов функционирования государственной власти.

В ближайшей перспективе предстоит продолжить подготовку различного рода нормативных и методических материалов, позволяющих своевременно упразднять избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, обеспечивать передачу ряда государственных функций в негосударственный сектор, приводить в действие механизмы, предотвращающие появление новых избыточных или дублирующих в исполнительной власти функций и т.д. В практику необходимо вводить мониторинг состояния государственного управления, включающий применение общепринятых индикаторов, статистических, социологических наблюдений, что позволит вести в постоянном режиме экономическую и правовую экспертизу государственных функций.

Библиографический список:

1.​ Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». // СПС Консультант плюс.

2.​ Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // СПС Консультант плюс.

3.​ Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451 Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 мая 2009 г. №636). // СПС Консультант плюс.

4.​ Концепция административной реформы на 2006-2010 гг. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221). // СПС Консультант плюс.

5.​ Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2005.

6.​ Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М., 2006.

7.​ Козлов С. С. Куратов А. А. Административное судопроизводство как направление судебной реформы в России. // Российская юстиция. 2009. №6.

8.​ Ливеровский А. А. Новиков А. Б. О некоторых теоретических предпосылках административной реформы. // Конституционное и муниципальное право. 2007. №17.

9.​ Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: научно-практическое пособие. М., 2006.

10.​ Салищева Н. Г. Проблемы административного судопроизводства // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. М., 2007.

11.​ Старилов Ю. Н. Административная реформа: Основные проблемы переходного этапа. – Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: ИГП РАН, 2004.

12.​ Хабриева Т. А., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: решения и проблемы. // Журнал российского права. 2008. №2.

13.​ Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007.

14.​ Шаров А. В. Об основных элементах административной реформы. // Журнал российского права. 2005. №4.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв