Логические и гносеологические воззрения Аристотеля

Реферат по философии

Введение. Аристотель — величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления». Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой
и завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Он написал более 150 научных трудов и трактатов.

Данная работа посвящена логическим и гносеологическим воззрениям Аристотеля. Логика — детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в трактатах, объединенных под общим названием «Органон» («Орудие»).

План работы.

1. Логика Аристотеля.
2. Наукоучение у Аристотеля.

Заключение. Научное познание, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего. Научное познание опирается на чувственно познаваемую действительность и постигается посредством абстракции понятия. Задача научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций.

Логика Аристотеля — органическая часть его системно-рационализированного, философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию. Бог Аристотеля — тоже логик, а поскольку Аристотель — первый логик, то в понятии своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле, бог, по Аристотелю, — это мышление о мышлении, что и есть логика. В силу панлогизма Аристотеля формы мышления и формы бытия тождественны.

Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями (в частности, в области теории познания), так и с его изучением природы и общества. Оно было вершиной логико-методологических воззрений древней философии
и почти 2000 лет определяло дальнейшее развитие логического мышления. Аристотель, собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли
и в наше время. Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание первой цельной логической теории о категорическом силлогизме. Вся Аристотелева теория силлогизма тесно связана с его общефилософскими, и в частности методологическими, воззрениями.

Список литературы:

1.​ Богут А. А. История философии в кратком ее изложении. – М.: Мысль, 1995.
2.​ Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
3.​ Бушуев А. М. Философия. – М., 2004.
4.​ Гуревич П. С. Философия. – М., 2003.
5.​ Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.III. Античность. – СПб., 1994.
6.​ Чанышев А. П. Курс лекций по древней философии. – М.: Наука, 1991.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв