Влияние РПЦ на политическую систему

Курсовая работа по политологии

Введение. Из всех социальных норм религия по степени своей формализованности, нормативности наиболее приближена к праву. Религия – это не опиум для народа (К. Маркс), не род духовной сивухи (В. И. Ленин), не отражение в головах верующих фантастической картины мира. Религия – это важнейшее цивилизационное идеологическое основание жизни, ориентир пути, избранного той или иной цивилизацией в силу вполне определенных, исторически обусловленных причин. Поэтому религиозные наставления — способ в доступной и понятной форме сформулировать в сакрализированных категориях, имеющих непреходящий характер, основные цивилизационные ценности, объясняющие политику, право, мораль, основы житейской мудрости. Как отмечает В. П. Малахов, «скорее не право произошло из религии, а первоначальная форма духовного существования права — религия… Только религиозность сообщает доверию, солидарности, отношениям, требованиям, оценкам, мотивам и т. д. подлинность и полноценность».

Отождествление религии с чем-то архаичным, отсталым, ограниченным и лишенным будущего постепенно уступает место более рациональному восприятию. Религиозно-этические учения и религиозная культура несут позитивный потенциал для решения многих, в том числе правовых, проблем в современном мире.

В дореволюционной России православная церковь не была отделена от государства: под прямым действием религиозных норм находились брачно-семейные отношения, большая часть школьного образования, похоронное дело. Об особой нормативной роли религии в жизни общества свидетельствовало и то, что церковное право преподавалось во всех университетах на юридических факультетах. После революции 1917 г. эти группы отношений были подведены под действие общегражданского законодательства благодаря Декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В то же время последовали эпохальные решения в жизни церкви в 1917-1918 гг. Поместный Собор Православной Российской Церкви принял ряд актов, направленных на реорганизацию всей системы церковного управления и восстановление Патриаршества, что проложило рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Хотя в 1918 г. церковь была юридически полностью отделена от государства, отношение к религии советской власти было далеко от позитивного, ведь альтернатив государственной коммунистической идеологии не должно было существовать. Только с началом коренного реформирования всего уклада российского общества и государства во второй половине 80-х гг. XX в. значение религии в системе нравственных ценностей стало во многом осознаваться заново.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви (РПЦ) стали приметой нашего времени. Однако, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ влияния РПЦ на современную российскую политическую систему.

Для изучения правового контекста взаимодействий РПЦ и институтов государственного управления можно выделить две области проблем, связанных с тем, как государство воспринимает религиозные организации и как религиозная организация сама идентифицирует себя в правовом пространстве государства. Первая область проблем представляет собой совокупность правовых установлений, определяющих как концептуальное положение религии и религиозных организаций в политической системе (например, конституционные принципы светскости государства, отделения религиозных организаций от государства, взаимодействия религиозного и правового сознания, свободы совести и пр.), так и конкретные формы и принципы, по которым религиозная организация может вести свою деятельность и взаимодействовать с иными институтами политической системы. Вторая проблемная область, связанная с самоидентификацией религиозных организаций в правовом пространстве государства, представляет собой совокупность внутриконфессиональных установлений, закладывающих как концептуальные основы отношения к институтам государства, к понятию государственной власти, к самой возможности существования в рамках конкретной политической системы или политического режима, так и формам реализации конкретных взаимодействий с институтами политической системы.

План работы.

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Взаимодействие религиозного и правового сознания
1.2 Вероисповедательная политика государства и свобода совести
2. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ
2.1 Нормативно-правовая основа взаимоотношений РПЦ и государства
2.2 Взаимодействие между РПЦ и государственно-политическими институтами
Заключение.

Правовое и религиозное сознание имеют различные свойства и отличны по своему содержанию и логике. Свойствами правового сознания являются нормативность, ценностно-нормативная иерархичность, дедуктивность, аналитичность, внутренняя противоречивость, компромиссность, ретроспективность, а свойствами религиозного сознания являются синтетичность, телеологичность, внутренняя непротиворечивость и конфликтность.

Можно сделать общий вывод о том, что религия и закон по своей сути представляют собой разные явления. Вместе с тем религия и другие формы человеческой культуры, как справедливо отмечают ученые, взаимодействуют и дополняют друг друга. Религия помогает сохранить равновесие между преемственностью (сохранением старого) и восприятием нового. Религиозные нормы в современном обществе, являясь частью мирового духовного наследия, призваны служить нравственной основой жизни людей, призывать их к состраданию и терпимости. Закон же, признавая религиозное многообразие и основываясь на принципах толерантности, официально устанавливает гарантии реализации права граждан страны на свободу вероисповедания.

Свободу совести можно определить как свободу на самоопределение личности, иметь нравственные принципы, взгляды и действовать в соответствии со своими убеждениями, получать знания и распространять их. Поскольку моральные нормы в большинстве своем содержатся в религиозных учениях, свобода совести включает в себя свободу вероисповеданий.

Отделившись от государства, современная РПЦ в лице ее священнослужителей отстаивала и отстаивает в своих отношениях с властью конституционное право верующих исповедовать свои религиозные убеждения (ст. 28 Конституции РФ) и влиять на жизнь общества. При этом современное российское государство гарантирует свободу совести: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку, в том числе, религиозной принадлежности. Политика России состоит в признании равенства всех религиозных организаций при условии их регистрации и деятельности в установленном законом порядке, невмешательстве в дела государства.

Совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и РПЦ позволяет последней выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, так и субъектом политики, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.

Список использованных источников1.​ Конституция РФ:

  1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  2. Гаранова Е. П. Соотношение церковной и светской юрисдикции: история и современность. // История отечественного государства и права. 2007. №21.
  3. ​ Грудцына Л. Ю. Церковь как связующее звено между обществом и государством в России. // Адвокат. 2007. №9.
  4. Дворникова О. А. Религия и закон – проблемы взаимодействия. // Журнал российского права. 2009. №7.
  5. Дмитриев Ю. А. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М., 2007.
  6. Донцев С. П. Русская православная церковь и государство в политической системе современной России. // Право и политика. 2007. №6.
  7. Залужный А. Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 7 / Отв. ред. М.К. Горшков. М., 2008.
  8. Зыкова С. В. Связь религиозного и правового сознания. // История отечественного государства и права. 2006.№9.
  9. Малахов В. П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008.
  10. Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. 2001. №4.
  11. Сигалов К. Е. Религиозное бытие права. // Юридический мир. 2008. №7.
  12. Султанов А. Р. О свободе совести и ее защите. // Религия и право. 2008. №2.
  13. Теория государства и права. Учебник. – Под. ред. Пиголкина А.С. М., 2007.
  14. Малахов В. П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008. С. 362.

Заказ курсовой, диплома

Смотрите также:

Ваш отзыв